Педагоги развивают творческие способности обучающихся, применяя нетканые материалы «Холлофайбер» в процессе освоения фелтинга.
В №1 2025 года журнала «Современные наукоёмкие технологии» доктор педагогических наук, профессор Ирина Полынская из Алтайского государственного педагогического университета, подняла вопрос о развивающем «ручном труде».
С точки зрения педагога ручной труд является особым видом деятельности, в рамках которой развивается «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека.
Ирина Полынская разработала для системы дополнительного образования специальный курс обучения технике «фелтинг» (felt — войлок, фильц, набивание; представляет собой уникальную технику рукоделия, в ходе данного процесса из натуральных и синтетических волокон для валяния создаются рисунки на ткани или нетканых основах, а также объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды и аксессуары).
«Снижение ручного труда школьников и постепенный переход к цифровой трансформации образования происходят повсеместно, что является значимой проблемой современного общества», - отмечает она.
Исходя из традиций работы с шерстью, автор курса развития отмечает важность изучения свойств современных высокотехнологичных материалов «Холлофайбер» и других.
Педагогический подход к развитию детей через материалы и методику фелтинга позволяет анализировать уровень творческих способностей через критерии компоновки изделий, аккуратности, владения материалами, оригинальности и др. Материалы позволяют исходить из простых форм, постепенно переходят к конструированию всё более сложных изделий.
Разработчик курса и методики подчёркивает, что результаты показывают положительную динамику роста уровня по всем параметрам разработанных критериев оценки творческих работ младших подростков. Значительный рост показателей на высоком и среднем уровне и снижение на низком уровне позволяют говорить об уверенной методической и практической составляющей опытно-экспериментальной работы. Разработанные методические рекомендации дают возможность успешно решать проблемные задачи, развивать творческие способности обучающихся 10–12 лет в процессе занятий фелтингом в системе дополнительного образования.
Ранее разработчик и производитель материалов «Холлофайбер», завод «Термопол-Москва», поддержал также закон об уроках труда (технологии). Учебный предмет «Труд (технология)» 2024 года стал обязательным в образовательной программе. Различные нетканые материалы «Холлофайбер» включены в многочисленные доступные «Наборы для рукоделия» и «Комплекты для творчества».
Источники: hollowfiber.ru, elibrary.ru, t.me/netkan
Полный текст: Полынская И.Н. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», журнал «Современные наукоёмкие технологии», № 1, 2025.