В сборнике XXVIII Международного научно-практического форума Smartex-2025 «Физика волокнистых материалов: структура, свойства, наукоёмкие технологии и материалы» опубликован анализ применения нетканых объёмных термоскреплённых материалов «Холлофайбер» (пр-во завод «Термопол», г. Москва) для шумо- и виброизоляции автомобилей.
Специалисты компании-производителя «Термопол» рассмотрели особенности применения отечественной импортозамещающей продукции для кузовных и съёмных элементов автомобиля: крыши, дверей, пола, капота, моторного отсека, задних крыльев, колёсных арок, багажника и его крышки и др. в зависимости от свойств, качеств и эксплуатационных характеристик нетканки.
Авторы отметили актуальность внедрения именно российских технологий, сообщив, что развитие отечественных производств, связанное с политикой технологического суверенитета, импортозамещающие технологии в автопроме, возрастающие потребительские требования к комфорту транспорта – таковы основные факторы, влияющие на поиск и отбор инновационных материалов и технологий для шумоизоляции различной автомобильной техники».
В анализе был рассмотрен выборочный ассортимент отечественных материалов в зависимости от сырьевого состава, линейной плотности, высоты, эластичности, влияющих на свойства, качества и эксплуатационные характеристики с точки зрения шумоизоляции, а в расширенном варианте – виброизоляционных и акустических параметров, в том числе комплекса добавленных свойств таких как: огнестойкость, электростатичность, гигиеничность, гигроскопичность, экологичность и др.
Отмечена также общая тенденция: коэффициент звукопоглощения нетканых материалов возрастает с уменьшением воздухопроницаемости
Авторы утверждают, что шумоизолирующие нетканые материалы, используемые для автомобильной промышленности, должны быть полифункциональными и обеспечивать сочетание ряда характеристик, среди которых наиболее востребованными являются: 1) теплозащита, 2) шумоизоляция и 3) вибропоглощение.
Показательно, что параметры большинства рассмотренных в исследовании нетканых материалов Холлофайбер® позволяют повторить рельеф кузова, не образуя щелей, пустот, полостей, обеспечивая максимально плотное прилегание материала к элементам автомобиля из различных материалов (металла, пластика, пенополиуретана (ППУ), древесины и т.д. за счёт достаточной адгезии (к металлу, например не менее: 6 Н/см2).
В анализе отмечается, что плотное примыкание нетканых материалов к изолируемым поверхностям различных типов является существенным технологичным свойством, т.к. избавляет транспортное средство от «сверчков» и служит эффективным дополнительным звукопоглощающим барьером. Эффективность материала обусловлена эластичной структурой, причём сохраняющей свою эластичность даже при низких и критически отрицательных температурных значениях до – 60-80 0С, сообщают авторы.
Отдельным вопросом, выходящим за рамки исследования, но заслуживающим отдельного научного изучения, авторы рассмотрели акустическую подготовку автомобиля – совершенствование «штатной акустики», колонок. Они также отметили, что «демпфирование звуковой волны» представлено в научной литературе, но требует дополнительных исследований и практик натурного тестирования с учётом современных материалов и требований.
«Особенностью анализируемых нетканых материалов, - говорится в анализе, - является их совместимость с материалами других типов. В связи с этим, для повышения эффективности конструкций допустимо применение ламинированных / фольгированных / дублированных / триплированных материалов, в том числе и на самоклеящихся основах. Нетканый материал на полиэфирной основе биоинертен, он не подвержен гниению, а биодеградационные процессы не проявляются на протяжении многолетних тестов, которые продолжаются и в настоящее время. Отметим также взаимосвязанный с биодеструкцией фактор: неудержание запахов».
Нетканые материалы Холлофайбер® эффективны для шумо- и виброизоляции транспортных средств как для крупносерийных проектов на автозаводах, узлах сборки автомобилей, так для частных сервисных работ по совершенствованию акустического комфорта транспорта вкупе с набором основных характеристик, обобщается в исследовании.
Источник: https://science.ivgpu.ru/journal